Настоящая социальная дилемма

Многих в моей ленте поразил новый документальный фильм Netflix «Социальная дилемма», где бывшие топ-менеджеры технологических компаний в жанре «MeToo» рассказывают про то, как они разрабатывали Twitter, придумывали Gmail и кнопку «Лайк», а потом внезапно осознали, что это зло и теперь, обналичив акции, стали активистами и критиками технологического прогресса. Интересно, что мнения в моей ленте разделились чётко по индустриям: «айтишники», венчурные инвесторы и предприниматели, в основном, иронизируют по поводу серьёзности содержимого фильма, а журналисты и активисты, конечно же, трубят про надвигающийся апокалипсис.

Мне фильм показался довольно нудным и, в целом, бессмысленным. Но, думаю, конкретно я не вхожу в его целевую аудиторию. «Социальная дилемма» — очередная попытка выведения проблемы в «мейнстрим», но попытка:

а). Запоздалая на несколько лет;
б). Не очень удачно сделанная.

Все эти раскаяния «топов» из Кремниевой долины не особо информативны, и, что самое главное, в фильме не предлагается внятного решения или даже «дорожной карты» к решению обозначенной проблемы. Где-то ближе к концу фильма звучит фраза, которая, в принципе, умножает его на ноль: «Нельзя загнать джинна обратно в бутылку».

Что касается понятия «социальной дилеммы», должным образом нераскрытого в фильме, то стоит поговорить про настоящую социальную дилемму, которая для меня лежит немного в другой плоскости.

В своём предпоследнем тексте аналитик и венчурный инвестор Юджин Вей упомянул про explore vs exploit в дизайне алгоритмов. Где explore-алгоритм показывает вам больше разного, тем самым постоянно уточняя ваш профиль, а exploit-алгоритм будет бить в одну точку, т. е. показывать контент, на который вы, вероятнее всего, отреагируете положительно.

Согласно классификации Вея, Youtube является примером exploit-алгоритма, в то время как TikTok — эффективная комбинация explore и exploit и, во многом, в этом феномен популярности приложения.

Мне кажется, баланс explore/exploit — и есть социальная дилемма. Причём она касается не только дизайна алгоритмов платформ.

Радикализация контента в результате лицемерных воронок оптимизации, про которые я писал тут — как раз результат сильного крена в сторону exploit-алгоритмов Facebook, Youtube и прочих платформ (включая Netflix).

С другой стороны, вся массовая культура уже столетие строится на оптимизации под продажи, рейтинги и фокус-группы. Телевидение с жёстким программированием контента или карманный псевдоновостной канал политической силы, заточенный под ЦА с конкретной идеологической повесткой — всё тот же exploit.

Учитывая, что джинна социального потребления действительно в бутылку уже не загонишь, человечеству нужно разработать «новую магию», что, как мне кажется, означает расширение пространства и функционала explore в дизайне сервисов и платформ.

Ну, а в борьбе с дезинформацией я, всё также, не вижу иного оружия или сценария кроме воспитания критического мышления примерно с детского сада.

https://seoded.blogspot.com/2020/09/socialnaya-dilemma.html

Как самому пользоваться патентными базами?

Допустим, вы изобрели невиданный доселе велосипед. Ваши действия?

Запускать производство? Тестировать спрос? Рисовать логотип? Или, может быть, обратитесь к патентному поверенному, чтобы тот провёл патентный поиск и рассказал, правда ли этот велосипед такой новый, как кажется?

Лучше поступить иначе. Я бы предложил сперва заглянуть в патентные базы самому. Расчёт простой: если вы сами найдёте, что такой велосипед запатентован, а патент действует в нашей стране, то нет смысла платить поверенным за ещё какой-то поиск и вообще заниматься проектом. А если вы не найдёте ничего похожего, то тогда стоит заниматься проектом дальше. В общем, давайте расскажу, где и как искать патенты.

Читать дальше https://www.seoded.com/2020/09/patent-baza.html

Как старый телевизор «отрубал» весь интернет в деревне

В одной из валлийских деревень на протяжении полутора лет в одно и то же время начисто пропадал интернет. «Виновником» оказался старый телевизор одного из жильцов. Об этом сообщает Би-би-си.

Владельца телевизора «вычислили» после того, как в деревне Аберосан заменили все кабели, но это не решило проблему с плохим соединением. Интернет отключался не только в Аберосане, но и в соседних деревнях.

Оказалось, что один из местных жителей каждый день в семь утра включал старый «телик», который и создавал электромагнитные помехи или так называемый одиночный изолированный импульсный шум — Single High Level Impulse Noise или SHINE. Именно эти помехи, которые появлялись всякий раз в момент включения телевизора, и «вырубали» интернет по всей деревне.

Главная проблема в случае с SHINE в том, что этот шум можно зафиксировать только непосредственно в момент включения или выключения устройства.

Чтобы найти причину, инженерам пришлось использовать анализатор спектра (устройство, которое позволяет измерять распределение энергии электромагнитных колебаний). Из-за того, что SHINE можно зафиксировать только в определённый момент, инженерам пришлось рано утром ходить по деревне, часто под проливным дождём.

Владелец телевизора, который не захотел называть своё имя, рассказал, что был «в ужасе», когда узнал, что вся деревня 1,5 года оставалась без интернета из-за него. Он пообещал, что больше никогда не будет пользоваться устройством.

Интернет-провайдер Openreach, который работает в Аберосане, пообещал, что до конца года жители деревни будут полностью застрахованы от SHINE: именно тогда в деревню проложат «оптоволокно», на которое не влияют электромагнитные помехи.

https://seoded.blogspot.com/2020/09/internet.html

Что вообще происходит с обувью?

Год назад в Германии купил кожаные ботинки «челси» в маленьком городке. Знакомые немцы сказали «Ой, ты всё не там купил, в этом магазине китайское говно, которое выдают за итальянское говно!».

Ладно. В другом городке был магазин, где продавали только немецкую обувь (а ещё есть интернет-магазины http://www.seoded.ru/ssilki/shop.html ). Вот, прям, мамой клялись, что даже нитки немецкие. На всякий случай купил ещё одни ботинки. Замшевые. Замша протерлась через три месяца на сгибе. То есть просто выбросить. Выбросил. Отличные немецкие ботинки S.Oliver развалились за три месяца!

Китайские, должен отметить, пока живут. Хотя продавали их мне как итальянские.

В Барселоне купил в монобрендовом магазине кроссовки «New Balance». Ой, как их расхваливали продавцы. Это такая модель, такая модель, «лимитед эдишен». Не развалились, нет. Просто через два месяца на них было жалко смотреть. В них даже мусор было невозможно выкидывать: что подумают соседи? Промялись, истёрлись, загнулись, покосились.

Купил в Москве в монобрендовом, опять же, магазине кроcсовки «New Balance». И ещё подумал: куплю чёрные, чтоб не переживать, что подошва испачкалась, и чтоб, если что, просто краской побрызгал и как новые.

И, надо отметить, я обувь ношу очень аккуратно. Одну пару надеваю два раза в неделю, максимум. Кроссовки два раза в месяц брызгаю гидрофобной пропиткой. Ботинки чищу, протираю, натираю.

Сегодня смотрю на эти чёрные кроссовки и вижу через левый свой большой палец на ноге. То есть кроссовки от щадящей носки за один год протёрлись на носке! Это что за покемон?

Что вы носите вообще? Или, типа, раз в месяц обувь выкидываете, потому что можете?

Справедливости ради. Есть у меня одни очень красивые ботинки, которые я ношу 6 лет. Выглядят как новые, сидят как влитые. Стоили 28 евро. Где логика? Где логика, я спрашиваю?

https://www.seoded.com/2020/09/obuv.html

Три дня Кондора

Смотрел «Три дня Кондора». Даже после стольких лет, захватывающий фильм.

Я нуждаюсь в покое, всего остального у меня полно. И вот Нью-Йорк семидесятых мне это чувство покоя обеспечивает. А «Энни Холл» я уже по тридцатому разу смотреть не могу. Так вот, «Три дня Кондора».

Понятно, что ещё полгода... ну... семь месяцев назад можно было просто купить билет и полететь куда угодно, увидеть всё на свете. Но хочется уже не «куда». Хочется «когда». Как в сериале «Тьма». Вопрос не «Где он?», вопрос «Когда?».

Вот Нью-Йорк семидесятых-восьмидесятых — моя выдуманная страна чудес.

Там женщины хотят быть похожими на Фэй Данауэй, а не на волосатого кита, выбросившегося на берег, как им диктует модный портал. Там мужчины хотят быть похожими на Роберта Рэтфорда, а не на диджея Халеда или репера Фейса.

Там красивые и разные автомобили, а не одинаково выпуклые игрушки для умственно отсталых.

Там, наверное, можно встретить молодого и опасного Лимонова.

Там нужно покупать газеты и куски дешёвой пиццы, пить в барах с героями Буковски и в других барах с героями Тома Вульфа.

Нет, я не сумасшедший. Я понимаю, что в таком Нью-Йорке я бы прожил один день, а потом меня ограбили и избили. Да и вообще: этот город изверг бы меня — милого и наивного — как кит Иону. Но посмотреть-то хочется.

Ближе к финалу там есть короткий и почти философский монолог от убийцы, которого играет Макс фон Сюдоф: «Это будет так. Однажды ты будешь идти по улице. Рядом с тобой притормозит тёмная машина. Дверь откроется и ты увидишь своего друга, который улыбнется тебе своей знакомой и дружеской улыбкой. Вот так это и будет». Да, я верю, именно так это и будет.

Но главное: как я воспринимаю финальный диалог «цэрэушника» Хиггинса и молодого интеллектуального книжного червя, разоблачающего родное ЦРУ, Кондора.

Кондор узнаёт, что всё дело в нефти: ЦРУ готовит вторжение США в страны, где эта нефть есть. И он возмущается: «Что это за игра? Зачем вы её ведёте?».

И «цэрэушник» ему отвечает что-то, вроде: «А все ведут игру. И в ней необходимо участвовать. И лучше в ней преуспевать, лучше в ней вести. Это и есть политика, это и есть основа государства».

Но Кондор, вроде бы, должен посрамить бездушную машину: он передаёт все материалы в «Нью-Йорк Таймс», он красиво смотрит в кадр, разворачивается и уходит.

И вот, что странно. Ещё лет пятнадцать назад я бы был на стороне Кондора (так и задуманы фильм и пьеса, по которой он снят). Побеждает прекраснодушный парень, ведомый желанием служить гуманистическим идеалам человечества.

Но сейчас я смотрю и думаю: «Да, хороший ты парень, Кондор. Хороший, красивый. Но прав то "цэрэушничек", противный, усатый, стареющий и в сутенёрском пальто. Мерзкий, подлый ястреб, противостоящий исчезающему кондору, прав. Горько и неизбежно прав».

https://seoded.blogspot.com/2020/09/3-dnya-kondora.html

Нужно ли ждать месяцами, чтобы оценить Retention?

1. Ждать три-шесть месяцев, чтобы оценить Retention, это как ждать конца месяца, чтобы посчитать, сработает ли компания за этот месяц в прибыль или убыток. Можно, но не нужно. Понятно, что если метрики «воронки продаж» не укладываются в предельные значения юнит-анализа, в конце месяца мы получим убыток. И отслеживать эти метрики мы должны ежедневно, чтобы не лить слёзы в конце месяца.

2. То же самое и с «ретеншеном».

3. Например, в самом начале «Фейсбука» Цукерберг вывел простое правило: если за первые две недели у человека появляется десять фб-френдов, то в обозримое время он не «отвалится». Поэтому самым главным инструментом стало постоянное «подсовывание» пользователям списка «Вы можете их знать», чтобы увеличить шансы на набор критического количества «френдов».

4. Или возьмём «Дропбокс». Понятно, что если у человека постоянно не увеличивается количество или объём файлов, хранящихся в «Дропбоксе», то он вряд ли продолжит им пользоваться и, уж тем более, маловероятно, что он перейдёт на платный режим. И это можно понять не потом (по объёму накопленных на три-icnm месяцев), а за несколько недель (по динамике роста объёма хранилища).

5. В общем, хотите получить Retention, определите те метрики, от которой он зависит. И отслеживайте, и «драйвите» их с самого начала. Retention — не метрика, а показатель. Как и выручка. На всякий случай напомню, что метрика это показатель, на который мы можем влиять напрямую. На Retention и выручку мы влиять напрямую не можем, они всегда представляют собой только результат наших усилий по «втискиванию» процесса в определённые метрики.

https://www.seoded.com/2020/09/retention.html

Беспринципность корпораций и героизм маленького человека

Мелкая чиновница Френсис Олдхэм Келси предотвратила рождение сотен, а может быть и тысяч безруких и безногих детей.

Она служила в Управлении по контролю лекарственных препаратов США и её первое задание было простым. Келси должна была просто подписать бумагу, разрешающую продажу лекарства в США.

Талидомид уже имел соответствующую лицензию в Канаде и более чем в 20 странах Европы и Африки. Производитель — Grünenthal — утверждал, что «талидомид — лучшее лекарство для беременных и кормящих матерей» и уже был самым продаваемым седативным средством в Германии.

Келси насторожило, что токсикологические исследования проводились на крысах. При этом лекарство не оказывало никакого эффекта. Возможно, лекарство крысиным организмом не усваивалось, а значит и экспертиза была некорректной.

Она не могла отказать в регистрации, а срок рассмотрения заявки ограничен 60 днями. Всё, что она могла — затребовать у производителя дополнительную информацию, что позволяло «обнулить» счётчик.

Вслед за её запросом на дополнительные данные на телефон пошёл поток звонков с уговорами, запугиванием и угрозами. Производитель давил через руководство, но Келси держалась, шесть раз в течение полутора лет отклонив заявку как неполную.

— 18 ноября 1961 года группа немецких исследователей назвала талидомид причиной физических уродств у новорождённых. Малыши рождались без конечностей, многие умирали в течение первого года жизни (более 4000 зарегистрированных случаев). Препарат был снят с рынка Германии.

— 8 марта 1962 года, после полутора лет борьбы, производитель сам отозвал заявку на регистрацию талидомида в США.

— 8 августа 1962 президент Кеннеди вручил Келси высшую невоенную награду США. Она стала второй женщиной в истории, удостоенной такой чести.

Grünenthal продолжает существовать.

https://seoded.blogspot.com/2020/09/talidomid.html

Слабое звено

1. Профессор Фелпс из австралийского университета провёл интересный опыт. В течение месяца он разбивал студентов на группы из четырёх человек и поручал им за 45 минут решать управленческие задачки. Лучшая команда получала приз в 100 долларов.

2. Студенты не знали, что в некоторые группы подсаживали специальных людей, которые играли порученные им роли. «Безразличный» — чувак, который садился в группу, закидывал ноги на стол и погружался в свой телефон. «Ехидна» — который по ходу обсуждения делал саркастические замечания, типа «Вы что, издеваетесь?», «Вы, наверное, никогда раньше никем не руководили. «Пессимист» — который выглядел так, как будто вчера умерла его любимая кошка, и выражал сомнения в том, что задача разрешима, и в том, что эта команда способна эту задачу решить.

3. Фелпс обнаружил, что даже в том случае, когда остальные три члена группы были способными и мотивированными учениками, неконструктивное поведение всего одного члена группы снижало эффективность всей группы на 30–40%.

4. Получается, что эффективность команды больше зависит от того, есть ли в ней хоть один слабый участник, а не от того, сколько в ней участников сильных.

5. Вывод. Задача руководителей и «эйчаров» состоит не в том, чтобы помогать сильным сотрудникам, а в том, чтобы избавляться от всех слабых. Сильные справятся и сами, если слабые не будет разлагать окружающую среду.

https://www.seoded.com/2020/09/slaboe-zveno.html

Поговорим о согласовании глаголов с числительными: десять человек пришло или пришли, три дня прошло

Как правильно: десять человек пришло или пришли? Три дня прошло или прошли? Несколько человек работает или работают? http://www.seoded.ru/webmaster/sozdanie-saita/soglasovaniye-glagolov-s-chislitelnymi.html

Индивидуальный подход

Недавно я искала репетитора по одному предмету.

У меня были определённая цель и пожелания и я их подробно описала в объявлении на «Профи.ру». Мол, хочу того-то, нужен преподаватель, умеющий такое и чтобы вот это ещё объяснил.

Оказывается, у многих репетиторов настроены «автоответы», поэтому в первые полчаса меня засыпало сообщениями «1000р/час». У тех, кто похитрее, сообщения были написаны как «Здравствуйте, расскажите мне вашу цель обучения и я подберу...», как будто они читали объявление. Но они не читали.

Забавно выглядели «автоответы» про индивидуальный подход.

Что меня удивило: из 40 откликов действительно прочитала моё объявление только одна девушка. Которую я, в итоге, и выбрала. И ни секунды не пожалела.

Наверное, объявления, условно, можно делить на две категории:

— «отдам первому откликнувшемуся»;

— «подожду и выберу то, что на 100% отвечает моему запросу».

Молоко в супермаркете вы можете первое попавшееся взять, а квартиру выбирать очень долго. Сотрудника в колл-центр можно взять почти любого, топ-менеджера искать полгода. Чем сложнее запрос, тем тщательнее мы выбираем, тем дольше готовы ждать, чтобы выбрать наиболее подходящее.

Казалось бы, причём тут шаблонные резюме без сопроводительных писем и компании, показывающие одну и ту же презентацию продукта разным категориям клиентов?

Может «прокатить», конечно. Но если вы поймёте, что нужно второй стороне, вы точно будете на шаг впереди других.

https://seoded.blogspot.com/2020/09/podhod.html